Архитектура и памятники

В паломнических описаниях, Успенский Бахчисарайский монастырь сравнивают с обителями прпп. Саввы Освященного и Георгия Хозевита около Иерусалима; причиной тому – сходный ландшафт. Монастырские сооружения образуют трехуровневый ансамбль, располагаясь на дне ущелья, на скальных террасах и в толще обрывов.

Сооружения на дне ущелья, среди которых доминируют келейные и служебные корпуса, относятся к трем эпохам: 2-я пол. XIX – нач. ХХ в. (до закрытия обители в 1920-х гг.); сер. ХХ в. (помещения психоневрологического интерната, переданные монастырю в 2000 г. в связи с переводом медицинского учреждения в другое место); нач. XXI в. (новое возрождение обители).

Ядром архитектурного ансамбля монастыря является застройка двух террас на юго-западном «борту» ущелья (именно сюда ведет главная дорога со стороны Салачика), где наравне с современными постройками есть ряд старинных. Террасы соединены старинной лестницей, у подножия которой возвышается настоятельский дом (1860-х гг.), а вершину венчает двухъярусная колокольня (возведена в сер. 1990-х гг. на месте аналогичного по архитектуре сооружения 2-й пол. XIX в.). Между лестницей и настоятельским домом из скалы выходит источник воды, на северо-запад от лестницы по нижней террасе тянется ряд пристроенных к скале келий и служб (воссозданы в 1990-х гг. на месте старинных келий). От колокольни устроен подъем к скальным храмам – Успения Пресвятой Богородицы (на юго-восток) и св. ап. и евангелиста Марка (на северо-запад). Внутренний объем Успенской церкви, каким мы его видим теперь, сформировался в XVIII-XIX вв.; убранство храма – новое, рубежа XX-XXI вв. Церковь св. ап. Марка первоначально была устроена в 1859 г. на пожертвования симферопольского чиновника Марка Айвазова; в 1990-х гг. храм был восстановлен путем пристройки к скале стены, утраченной в советское время. К северо-западу от «подклета» церкви св. Марка, на одной с колокольней террасе (верхней) расположен наземный храм свв. равноапп. Константина и Елены (церковь восстановлена в нач. XXI в. на месте аналогичного сооружения 1857 г.).

В монастыре хранят память о двух утраченных и не восстановленных в своем прежнем виде церквах: свт. Иннокентия Иркутского (1896, храм располагался юго-восточнее дома настоятеля; на рубеже XX-XXI вв. на это месте построено здание одной из монастырских служб с красивой отделкой) и св. вмч. Георгия Победоносца (1875, храм находился на склоне у подножия северо-восточного обрыва ущелья, напротив Успенской церкви).

На склоне у подножия северо-восточного обрыва урочища видны пещерные сооружения – остатки деревни Мариамполис («Город Марии»). Документальные сведения об этом населенном пункте относятся только к позднему средневековью. Археологи датируют возникновение поселения временем не ранее VIII–IX вв. Жители деревни, среди них предки великого пейзажиста А.И.Куинджи, ушли отсюда при переселении 1778 г. Основанный гре­ками-переселенцами в Северном Приазовье г. Мариуполь унаследовал назва­ние деревушки. Находившийся около руин Мариамполиса монастырский храм св. вмч. Георгия Победоносца был кладбищенским – рядом сохранились могилы воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 гг.

К юго-востоку от монастыря, в орехо­вой роще на дне ущелья, у дороги на Чуфут-Кале находятся могилы советских воинов, умерших от ран в госпитале, который размещался в обители весной 1944 г.