История

О начале обители сохранилось два предания. Одно записал польский историк Мацей Меховский («Трактат о двух Сарматиях», 1517): «Рассказывают, что в этой скале жил дракон, убивавший людей и скот, так что жители соседних мест бежали, бросив дома пустыми. Греки и итальянцы, жившие на острове, молились Преславной Марии, Матери Божьей, чтобы Она избавила их от дракона. И вот, по прошествии времени, они увидели, что внутри скалы горит свеча. Они вырезали и высекли в скале ступени для подъема, добрались до горящей свечи и увидели образ Пресвятой Богородицы, перед ним горящий свет, а внизу дракона, разорванного пополам. Они вознесли благодарность за это чудесное избавление, а дракона, разрубив на куски, сбросили со скалы. Так как жители, славя Святую Деву, стали ходить к Ее образу на поклонение, то, по их примеру, и государь Перекопский Ацигери, воевавший со своими братьями, стал просить Святую Деву Марию помочь ему и дал обет отблагодарить Благословенную Деву. Надо сказать, что магометане чтут Святую Марию и признают, что Она – Дева, без брака зачала и родила Великого и Благословенного Пророка Иисуса. Когда, с Ее помощью, Ацигери победил соперников, то, продав двух лучших, какие у него были, коней и купив воску, он сделал две громадных свечи и приказал, чтобы они из года в год горели перед образом, что и до сего дня соблюдается всеми последующими». По мнению многих, Ацигери в этом предании – это Хаджи-Гирей, основатель Крымского ханства, который в 1440-х гг. перенес свою резиденцию из Солхата (ныне Старый Крым) в Чуфут-Кале. По крайней мере, примечательно, что мавзолей Хаджи-Гирея расположен в непосредственной близости от монастыря – там, где ущелье Мариам-Дере ответвляется от долины ручья Чурук-Су. Другое предание зафиксировано в литературе 2-й пол. XIX в.: «В давно минувшее время пастух какого-то князька Михаил загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в саженях 10 от земли, икону Божией Матери и горевшую пред нею свечу. Князек велел взять икону и принесть ее в свой дом. Воля его была исполнена. Но на другой день икона опять оказалась на прежнем местеТо же повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли икону туда, а снаружи построили лестницу к ней. Явление иконы последовало 15 августа, и потому храм освящен был в честь Успения Божией Матери» (Гермоген, епископ. Таврическая епархия. Псков, 1887, с. 480-481). В описании монастыря М.Протопопова (1901) князь назван Мангупским, т.е. правителем княжества Феодоро, существовавшего на юго-западе Крыма в XIV-XV вв.

В 1914 г. историк Юлиан Кулаковский высказал предположение о создании скальных монастырей Крыма в VIII-IX вв. – когда многие монахи покидали Византию из-за репрессий со стороны иконоборческого правительства. Данную гипотезу иногда прилагают и к Успенскому монастырю. В 1-й пол. ХХ в. в науке оформилась и иная точка зрения, согласно которой скальные монастыри появились на полуострове не ранее XI-XII вв. – времени становления феодальных отношений у жителей Юго-Западного Крыма. В 1993 г. была выдвинута гипотеза (Александр Герцен, Юрий Могаричев) о том, что Успенский монастырь возник в результате переселения монахов из обители, признаки существования которой (в XIII-XIV вв.) выявлены на территории Чуфут-Кале (у ворот Кичик-Капу) и упразднение которой могло быть вызвано переносом в город резиденции хана.

Актовые документы Московского царства за 1596, 1598, 1628 и 1681 гг. сообщают о регулярной милостыне от государей России в пользу Успенской обители. В путевых записях русского посольства в Крым 1625 г. упоминается о том, что послы, окончив дела у хана, перед обратной дорогой слушали в этом монастыре благодарственный молебен.

В 1771 г. в Крым прибыл назначенный архиерейскую Готфо-Кафскую кафедру (к тому времени единственную на полуострове) митрополит свт. Игнатий (Газадини), который эпизодически проживал в Успенском монастыре. В том же году на полуостров вошли русские войска, и свт. Игнатий обратился к правительству Российской империи с просьбой о предоставлении крымским христианам российского подданства. В связи с заключением между Россией и Турцией мира, войска ушли, но правительство рассмотрело просьбу свт. Игнатия и предложило свой вариант ее исполнения – переселение христиан из Крыма в Приазовье (эти земли были только что отвоеваны у Крымского ханства и Турции и нуждались в новых колонистах, а уход из Крыма основного трудового населения лишал ханство, объявленное независимым от Турции, экономической самостоятельности и ставил в зависимость от российской субсидии). Переселенцам были обещаны льготы и компенсация за потерю имущества в Крыму. Находясь в Бахчисарайской обители, в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г. свт. Игнатий призвал свою паству к переселению. В июне-сентябре того же года значительная ее часть отправилась в Приазовье. Явленную икону Божией Матери переселенцы унесли с собой. При этом монастырь был покинут.

С 1781 г. в пещерном храме служил греческий священник Константин Спиранди, приехавший из Малой Азии и оставленный последним крымским ханом Шагин-Гиреем в Бахчисарае по требованию не ушедших с полуострова христиан для их духовного окормления (бахчисарайская же церковь св. прор. Илии незадолго до вышеописанного переселения, словно предвещая его, рухнула). Так бывший монастырь снова стал светочем Православия в Крыму. С присоединением полуострова в 1783 г. к Российской империи Успенский храм расширили. С 1800 г. церковь являлась кладбищенской (в Бахчисарае появился новый приходской храм).

Управлявший с 1848 г. Херсоно-Таврической епархией свт. Иннокентий (Борисов, †1857) обратил внимание на неухоженные святые места Крыма и задумал открыть в наиболее значимых из них монастыри, начиная с Успенского, которому подчинялись бы остальные. Воплощение этого замысла началось в праздник Успения Божией Матери в 1850 г. Совершенное тогда перед пещерным храмом, на дне ущелья, всенощное бдение окончилось после захода солнца, при одних свечах, и напоминало первохристианские времена. В годы Крымской войны (1853-1856), в обители размещался госпиталь. К нач. ХХ в. монастырь неузнаваемо преобразился и представлял собой целый град Божий. На его благоустроенной территории с садом и фонтанами, кроме множества келейных помещений, ризницы, библиотеки, трапезной и служб, было пять однопрестольных храмов, часовня, по две колокольни и гостиницы. В 1920-х гг. обитель упразднили, почти все ее церкви – кроме Успенской – разобрали на строительные материалы (после землетрясения 1927 г.). В 1993 г. началось возрождение монастыря.